ТЕЛЕФОН

861 2103338

Российский детский фонд Краснодар

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИНВАЛИДАМ
baner02
baner04
baner05
baner06
baner07
baner09
baner10
baner12
baner08
baner11
previous arrow
next arrow

Разговор с родителями


Добрый день, дорогие родители!

В рамках проекта «Я буду жить в России», который проводит Российский детский фонд, мы начинаем публикацию материалов, посвященных детям и родителям, которым так или иначе пришлось столкнуться с травмирующими переживаниями, вызванными незапланированной сменой места жительства и необходимостью адаптации к новым условиям.
Как ни печально об этом говорить, но актуальность данной тематики на сегодняшний день определяется общими условиями, в которых растут наши дети. Изменения в социальной, экономической, политической и культурной среде влекут за собой нестабильность, ощущения непостоянства и неопределенности. Безусловно, все эти перемены влияют на нашу повседневную жизнь, на наши отношения с окружающими, внутрисемейные и детско-родительские отношения. И если взрослый человек в силу опыта, знаний, способностей готов преодолевать кризисы, которые случаются с каждым из нас, то детьми стрессовые ситуации могут переживаться более остро, носить травматический характер для их полноценного психического и физического развития.
Однако у детей есть веское преимущество – любовь и забота родителей, которые стараются помогать ребенку, обеспечивать его душевный комфорт и безопасность. Создание спокойной, эмоционально-благоприятной обстановки в семье – важная родительская задача, так как именно она является условием успешного, здорового развития маленького человека.
Как же понять, что такое благоприятная обстановка? Вероятно, это такая атмосфера, в которой каждый из членов семьи чувствует, что его любят, заботятся о нем, принимают, уделяют внимание, помогают и поддерживают, интересуются им, уважают и ценят. Для создания такого пространства любви, требуются силы и время, но именно их иногда оказывается недостаточно. В этом случае, родители испытывают чувство вины, считают, что не справились со своими обязанностями, называют себя «плохими» и «несостоявшимися». Они «виноваты», что дети болеют, плохо себя ведут, не успевают в школе, не слушаются и не читают книг. Самообвинения возникают даже тогда, когда семья сталкивается с трудностями, которых избежать и предусмотреть было нельзя. Нетрудно представить, что испытывая подобную гамму отрицательных чувств, взрослым становится еще сложнее совладать с ситуацией и найти мудрое решение.
На мой взгляд, самым необходимым, что можно сказать в этом случае будет следующее: невозможно быть идеальным родителем и никогда не ошибаться. Невозможно 24 часа в сутки делать все правильно, везде успевать, все предусматривать, справляться со всеми трудностями, всегда находить верные решения и все знать. Мало того, идеальным мамой и папой быть не надо! Известный британский детский психоаналитик Дональд Винникот писал, что мать должна быть всего лишь «достаточно хорошей матерью», а не идеальной. Это значит, что идеальная мать, которая способна удовлетворить потребности ребенка в абсолютной степени, будет препятствовать развитию способностей своего малыша самостоятельно справляться с трудностями, учиться жить в мире, который так же не идеален. Напротив, «достаточно хорошая мать» не успеет выполнить все свои обязанности, что даст возможность ее ребенку попробовать своими силами достать игрушку, съесть кашу, надеть колготки. Он получит новый опыт, тренировку своих сил, радость от того, что сделал что-то сам!
Идеальная мать заботиться о том, чтобы быть самой лучшей; «достаточно хорошая мать» стремится быть рядом с ребенком, чувствовать и оказывать ему поддержку в случае необходимости. Идеальная мать хочет видеть безупречной не только себя, но и своего сына или дочь; «достаточно хорошая мать» радуется ребенку, который у нее есть, не предъявляя требований к тому, каким он должен быть. Согласитесь, это два абсолютно разных подхода по отношению к детям и к самим себе. Представляется, что и атмосфера, создаваемая идеальной матерью, будет отличаться от атмосферы, созданной «достаточно хорошей матерью». Эту разницу нельзя увидеть или потрогать, но её можно почувствовать. Так, тревожная, сомневающаяся, депрессивная мать, не сможет обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, потому что сама не чувствует себя в безопасности. Чувствительность детей к настроению матери, ее невербальному поведению вызывает ответную реакцию в их психике: ребенок присоединяется к ее эмоциям, переживает вместе с ней те чувства, которые испытывает она. Этот вывод приводит к мысли о том, что спокойным, уверенным, жизнерадостным ребенком может быть лишь тот малыш, мать которого транслирует эти чувства ему, сама пребывает в состоянии эмоционального равновесия.
Удивительная способность ребенка подражать, повторять, копировать своих родителей, как в плане поведения, так и на эмоциональном уровне, впитывать в себя родительское отношение к жизни, к миру, к самим себе – основа, на которой выстраивается личность подрастающего человека. Уникальные отношения, которые формируются в семье, в дальнейшем станут прообразом всех последующих отношений ребенка с другими. Учитывая значимость и влияние этих закономерностей на будущее ребенка, хотелось бы обратить внимание родителей на этот важный процесс.
Понаблюдайте за своими детьми. Присмотритесь, поразмышляйте, есть ли связь между Вашим настроением и чувствами, в которых пребывает ребенок. Возможно, Вы очень быстро заметите, как Ваше эмоциональное состояние и расположение духа других членов семьи сказывается на поведении и самочувствии младших. Если такая связь обнаружится, Вы будете знать, чем помочь ребенку – успокоившись, вы сможете успокоить малыша, обрадовавшись, подарите радость и ему. Помните, в руках родителей – ключи, открывающие детям двери жизни. Какую дверь открыть, какую оставить закрытой – решать Вам, а я желаю Вам верного выбора!

Толстова Оксана Николаевна,

психолог психоаналитического направления, специалист по семейному консультированию, член Европейской Конфедерации Психоаналитической психотерапии.