ТЕЛЕФОН

861 2103338

Российский детский фонд Краснодар

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИНВАЛИДАМ
baner02
baner04
baner05
baner06
baner07
baner09
baner10
baner12
baner08
baner11
previous arrow
next arrow

Разговор с родителями: Собираемся в школу…


Здравствуйте, дорогие родители! Я приветствую Вас в эти теплые, стремительно улетающие дни августа, которые оставляют нам совсем немного времени, чтобы поговорить, подумать, повспоминать и подготовиться к новой поре, новому этапу в жизни наших детей – учебному году.
Вероятно, особым значением День знаний наполнен для родителей первоклассников: их дети стоят на пороге, за которым начинается путь к открытиям, достижениям, познанию окружающего мира и определению своего места в нём. Как и любой другой путь, он связан со встречами и расставаниями, трудностями, неожиданностями, удачами и промахами. Однако, как мы знаем, путешествие начинается задолго до момента отправления: накопленный багаж и опыт пройденных дорог будет отзываться эхом в событиях, которые только должны произойти.  Вопросами о том, каким будет процесс обучения и нахождения ребенка в школе, задаётся большинство родителей, ведь у нас есть наш собственный опыт учебы и общения в школьном коллективе. Опираясь на свои воспоминания о том времени, о полученных уроках и выставленных оценках, мы готовимся вновь пережить события прошлого, повторно оживающие в опыте наших детей, идущих в школу. Мы помогаем им в ситуациях, будь то учеба или отношения с одноклассниками и учителями, в которых сами когда-то нуждались в поддержке. Мы уделяем внимание успеваемости или поведению, в зависимости от того, что нам представляется более значимым, задаём вопросы о том, что некогда волновало нас самих. Мы воскрешаем наши тревоги и страхи, сомнения и переживания, чтобы предупредить ребёнка и подсказать ему, как вести себя, если он окажется в подобных обстоятельствах.
Волнения родителям добавляет еще и тот факт, что отдавая ребенка в первый класс, они и сами сдают экзамен, результат которого будет говорить о том, насколько качественно и полно они подготовили сына или дочь к школе. Родительская зона ответственности разрастается, что усиливает беспокойство, с которым родителям бывает сложно справляться. Требовательность к себе оборачивается повышением требовательности к детям – отныне ребенок становится показателем не только своих знаний, но и знаний своих родителей, их осведомленности, компетентности, грамотности. Звездочки, которые получает первоклассник за работу на уроке и в тетрадке, словно оценки родителям. Поэтому дети зарабатывают их для нас, приносят домой и отдают маме и папе, уверяя взрослых, что всё идёт по плану и им не о чем волноваться.
А что, если звёздочек нет? Что, если на первом родительском собрании учитель заговорит об ужасном почерке, неопрятности, отсутствии внимания и желания учиться? Что почувствует родитель, когда в присутствии других его ребенок и он сам будут представлены как неуспевающие, неуспешные? Каково будет ребенку от того, что он не самый-самый в классе?
Во всем этом круговороте чувств, мыслей, подготовительных забот, то тут, то там мелькает будущий первоклассник. Самый частый вопрос, который ему задают: «Хочешь ли ты в школу?» звучит для него как приглашение на аттракцион, обещающий необыкновенное приключение. Конечно, он хочет в школу, он отвечает: «Да!». Это именно тот ответ, который от него ждут, но это оказывается не единственное, что он мог бы сказать нам.
Должно быть, вы замечали, что в преддверии каждого знаменательного события, нас зачастую охватывают непонятно откуда пришедшие тревога и напряжение. Стараясь справиться с неприятными ощущениями, мы находим выход, окунаясь в бесконечное осуществление каких-либо дел. Немудрено, что, загрузив себя, найти время и силы для задушевных разговоров уже не получается. Тем не менее, именно неспешная беседа может привести мысли и чувства в порядок, избавить от внутренней суеты.
Собирая ребёнка в школу, покупая тетради и прочее необходимое для учёбы, найдите время поговорить с ним о предстоящем событии. Удивительно, но когда я поинтересовалась у знакомых, друзей, близких, что помнится им о первом звонке, не все смогли поделиться впечатлениями, связанными с этим днем. Обнаружилось, что многое забыто, стерто, вытеснено из памяти, возможно потому, что некоторые переживания того дня оказались не самыми легкими для детского восприятия. А откровения собственного сына, который сказал, что его «бросили у школы», заставили задуматься, как далеки были мои представления от того, что на самом деле происходило во внутреннем мире ребёнка.
Между тем, мы знаем, насколько важно для детей и как им интересно быть в курсе того, что происходило с ними в детстве. Они любят, когда им рассказывают о младенчестве, о том, как они произносили свои первые слова. Им нравится рассматривать свои фотографии, узнавать себя на видео, вспоминать, как они создавали рисунки, которые сохранила для них мама.
Разговаривая с ребенком о жизни, мы погружаем его в прошлое, возвращаем ему оставленное, обращаем внимание на детали, которые он успел позабыть. Подобное обращение к минувшим временам позволяет маленькому человеку ощущать себя более целостно, объемно, прочно. Он как бы обретает почву, устойчивое основание, которое служит для него опорой для проживания предстоящих событий.
Важным моментом в таком разговоре может стать родительский рассказ о том дне, когда они пошли в школу. Поделитесь с детьми своими воспоминаниями, покажите им себя маленькими, приоткройте дверь в свои чувства, которые испытывали тогда. Расскажите, кто отвёл Вас в школу, понравилась ли Вам учительница, опишите одноклассников и кто оказался с Вами за одной партой. Это не только сблизит Вас, но будет способствовать тому, что Ваш опыт и переживания станут доступны ребенку, будут переработаны детской психикой, а значит, приняты и поняты. В свою очередь, для взрослого также полезно осознать свои чувства по поводу того, что сын или дочь идут в школу, отделив от чувств, переживаемых ребёнком.
Необходимость подобной дифференциации в том, что мы склонны приписывать свои чувства другим людям. Например, детям. Не уточняя у ребёнка, с какими эмоциями он имеет дело в данный момент, мы наделяем собственным смыслом детское поведение и высказывания, оставляя без внимания нюансы его переживаний. Наблюдения показывают, что недостаток в понимании эмоционального состояния ребёнка, его чувств, приводит к тому, что невысказанное находит иные способы проявиться. Например, в форме болезни или получения травмы накануне какого-либо мероприятия. Так, психика ребёнка бессознательно находит тропинку, чтобы свернуть с намеченного пути, желая остаться дома, в безопасной и знакомой обстановке. Нередко случается, что таким образом ребенок реагирует на родительскую тревогу и свидетельствует о психологической неготовности семьи к такому знаменательному событию, как начало обучения.
Подводя итог нашего разговора, замечу, что быть чуткими и понимающими родителями, не просто. Однако желание учиться слушать и слышать, говорить с ребёнком, иметь мужество признавать своё несовершенство – больше, чем знания, почерпнутые из книг, статей. Если же найти ответы на интересующие вопросы самостоятельно не получается, всегда можно обратиться к специалисту, который поможет справиться с той или иной ситуацией.
А мне хотелось бы пожелать Вам запомнить первый день в школе, войти с ребенком в школьный мир с улыбкой и цветами, которые станут символами предстоящей учёбы. Пусть кроме знаний первоклассник приобретет новых друзей, опыт отношений со старшими людьми, научится понимать себя, других и радоваться дням, проведенным в школе!
Толстова Оксана Николаевна,
психолог, специалист по супружескому консультированию и работе с семьей, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии