ТЕЛЕФОН

861 2103338

Российский детский фонд Краснодар

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИНВАЛИДАМ
baner02
baner04
baner05
baner06
baner07
baner09
baner10
baner12
baner08
baner11
previous arrow
next arrow

Механизмы защиты прав ребенка в обществе


Механизмы защиты прав ребенка в обществе.

Право — это притязание иметь или получать что-то, или возможность совершать или не совершать определённые действия. Мы живём в обществе, где все люди имеют одинаковые права и возможности. И всё, что мы делаем, различным образом влияет на других людей независимо от нашего желания. Диапазон данного влияния весьма широк и одним из самых слабых звеньев является проблема защиты прав ребёнка.
Защита же — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включающая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав.
В 1948 году ООН принята Всеобщая декларация прав человека в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах, во всенародном пакте о гражданских и экономических правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила декларацию прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако, декларация имеет лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
В декларации были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Она призывала родителей, педагогов, местные власти и правительство признать изложенные в ней права свободы и достоинства, а также оказала значительное влияние на политику во всех частях мира.
Другое дело — Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей, который является основным актом о правах ребёнка на международном уровне. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Это документ, который должен, неукоснительно исполнятся теми, кто его подписал. Конвенция — документ особого социально — нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Она специально выделяет необходимость особой заботы и общества о социально — депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и некогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских политических, экономических и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально — правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
В Российской Федерации применяется конвенционное определение понятия ребенок и гарантом прав детей выступает Конституция РФ.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Также обеспечение защиты прав ребенка представлена в России широкой гаммой правовых средств , тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.
Тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых семейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ребенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущественных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Трудовое законодательство довольно тщательно прописало нормы, направленные на защиту трудовых прав несовершеннолетних: наделив их в трудовых правоотношениях гражданским совершеннолетием, законодатель, тем не менее, предусмотрел для них в области охраны труда, рабочего времени и в других случаях определенные льготы и преимущества по сравнению с совершеннолетними работниками.
По отношению к правам ребенка уголовное законодательство, как и административное, выполняет охранительную функцию, только осуществляет ее в большей степени, хотя бы потому, что содержит в УК РФ специальную главу 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Следует напомнить, что в настоящее время в связи с резким ростом во всем мире детской, даже малолетней, преступности в специальной литературе ставится вопрос о понижении порога уголовной ответственности примерно до 12 лет. Основной аргумент — более раннее взросление современного человека (акселерация).
Научно доказано, что способность лица осознавать в полной мере социально значимый характер своего поведения (интеллектуальный момент) и принимать социально значимые решения (волевой момент) наступает по достижении субъектом 16-летнего возраста, в соответствии с чем УК РФ и установил общее правило наступления уголовной ответственности. Установление же уголовной ответственности всего за 20 преступлений с 14-летнего возраста является исключением из правила, продиктованным очень высоким характером общественной опасности и столь же широким распространением этих преступлений.
Необходимо также отметить, что обеспечение защиты прав несовершеннолетних — одна из основных задач деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации таких как: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы службы занятости; органы внутренних дел; кроме того, защиту прав подростков осуществляют органы и учреждения культуры и спорта, досуга, туризма и др.
Важным механизмом защиты прав ребенка является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, который своей текущей деятельности фокусирует свое внимание на проблемах детей и который находится в каждом регионе нашей страны.
Не мало важным и действенным является механизм судебной защита прав ребенка.
Органы правосудия — одна из самых универсальных форм защиты прав ребенка.
Механизм защиты прав ребенка в современной России, помимо государственных властных структур, включает еще неправительственные правозащитные организации и общественные объединения и организации, а также международные инструменты.
Институт неправительственных правозащитных организаций призван, во-первых, дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан, во-вторых, осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека, и, в-третьих, способствовать комплексному решению данной проблемы.
Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства. Они участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.
Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.
Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка:
вспомогательные специализированные органы ООН, которые занимаются и правами детей;
Международная организация труда (МОТ);
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);
Фонд ООН по Народонаселению;
Программа Развития ООН;
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по правам человека.
Наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Юридический всеобуч