ТЕЛЕФОН

861 2103338

Российский детский фонд Краснодар

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИНВАЛИДАМ
baner02
baner04
baner05
baner06
baner07
baner09
baner10
baner12
baner08
baner11
previous arrow
next arrow

Разговор с родителями: чувство безопасности


Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с Вами о безопасности наших детей. Не вызывает сомнений, что беречь детей от получения ими травм в процессе игровой и познавательной деятельности, одна из первейших обязанностей ухаживающих взрослых. Но в нашей беседе речь пойдет не о том, чем закрывать розетки, куда прятать бытовую химию и как делать твердые углы мягкими. Темой нашего разговора станет чувство безопасности ребенка, которое является основой и условием развития и реализации его творческого потенциала, его способности играть, экспериментировать, познавать окружающий мир и самого себя.
В психологической науке существует целый ряд теорий, которые отражают взгляды исследователей на формирование и развитие психики человека. Несмотря на некоторые расхождения во мнениях, большинство ученых склоняется к мысли о том, что развитие душевной жизни ребенка происходит под определяющим влиянием его ближайшего окружения, и в первую очередь зависит от отношений, которые устанавливаются между младенцем и матерью. Складывающиеся отношения формируют так называемый тип привязанности ребенка к матери, которых выделяется три: надежный тип, ненадежный тип с избегающим поведением, ненадежный тип с сопротивляющимся поведением. В дальнейшем, тот или иной тип привязанности станет фундаментом большинства отношений ребенка с другими людьми и миром в целом.
Основа для возникновения определенного типа привязанности начинает формироваться еще до рождения малыша. Отношение будущей матери к своему ребенку зависит от множества факторов: от ее психологического настроя, эмоционального состояния во время беременности и в послеродовый период, взаимоотношений с отцом ребенка и другими родственниками, социально-экономических условий жизни семьи. Так, будущая мама, которая предвкушает радость от общения с малышом, с воодушевлением готовится к своей новой роли, чем создает предпосылки для развития крепких, здоровых отношений. С другой стороны, трудно представить себе, что мать, которая на протяжении беременности испытывала различного рода страхи, связанные с появлением ребенка на свет, тревожилась или находилась в депрессии, окажется готовой встретить новорожденного безмятежной улыбкой, сможет проявить чуткость по отношению к подлинным нуждам младенца. Это вовсе не означает, что она будет хуже заботиться о нём, но взаимодействие с малышом будет строиться не столько на истинных потребностях ребенка, сколько на потребностях матери справляться с переполняющими её переживаниями, опасениями, зачастую не имеющими реальных оснований.
Тревожная мама, неустанно следящая за самочувствием ребенка, постоянно прислушивающаяся к его дыханию и прикладывающая ладонь ко лбу для проверки температуры, имеет много шансов сформировать ненадежный тип привязанности с тенденцией ребенка избегать контактов с матерью, сторониться её пристального внимания. Несмотря на то, что, как правило, такие матери являются лидерами по созданию безопасного пространства вокруг своих детей, чрезмерной тревогой они перечеркивают собственные усилия. Ребенок ощущает себя подверженным разнообразным рискам, опасности заболеть или получить травму, что блокирует его игровую деятельность, ведет к отказу от двигательной активности, делает настороженным и недоверчивым. Ему бывает сложно успокоиться, он склонен дольше необходимого переживать неприятности, ведь его мама никогда не бывает спокойна и не может помочь преодолеть стрессовые ситуации, потому что сама не знает, как это делать.
Ненадежный тип привязанности с сопротивляющимся поведением можно наблюдать в отношениях между ребенком и мамой, которая находится в депрессии. Погруженная в безрадостные мысли, тоскливая и печальная, она словно лишена сил, чтобы заботиться о ребенке, интересоваться им, радоваться его маленьким достижениям. Всё, что остается делать ребенку в этом случае, так это всеми силами пытаться вывести маму из состояния уныния. Самым подходящим способом оказывается хулиганство и непослушание, гиперактивность, повышенная возбудимость и бурное выражение эмоций. Да, в такие моменты мама как будто оживает: пытаясь угомонить своё чадо, она злится и кричит, обращает на него внимание, ругает, отчитывает, а может даже хорошенько встряхнуть. Ребенку приходиться быть плохим, чтобы находить контакт с матерью, быть ближе к ней. Цена такой близости оказывается необычайно высокой – ребенок постоянно ожидает наказания за плохое поведение, словно это всё, на что он может рассчитывать.
Говоря о надежном типе привязанности, надо отметить, что он характеризует такие отношения ребенка с матерью, в которых детская потребность в опекающем, заботящемся объекте удовлетворяется благодаря чуткости матери. Мать понимает своего малыша, «слышит», о чём он плачет, реагирует своевременно, и адекватно ситуации обеспечивает его эмоциональной поддержкой. Это значит, что когда ребенок испытывает тревогу или страх, он ищет близости с матерью и находит ее. В стрессовых ситуациях, например, в незнакомой обстановке, ребенок обращается к ней за помощью и поддержкой, и она отвечает на его просьбу утешением, возвращает ему чувство той самой безопасности, о которой мы говорили. Таким образом, испугавшийся ребенок и временно потерявший в этом состоянии возможность исследовать окружающий мир, с помощью чуткой, эмоционально доступной матери вновь обретает спокойствие и комфорт и может продолжать играть.
Не сложно догадаться, что надежный тип привязанности является наиболее предпочтительным, так как способствует созданию стабильных, доверительных, безопасных детско-родительских отношений. Именно такого рода отношения будут позволять ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно в разных ситуациях. Детям, имеющим надежную привязанность к своим родителям, гораздо проще устанавливать контакты со сверстниками, адаптироваться к новому коллективу, потому что у них есть положительный опыт отношений с людьми. Окружающий мир представляется им надёжным, безопасным местом, в котором они чувствуют себя защищёнными. Это дает им возможность играть, учиться, исследовать, экспериментировать, творить, быть спонтанными в проявлении чувств и эмоций, общаться, ошибаться, узнавать себя и других.
В заключение отмечу, что типы привязанностей, о которых мы говорили, в жизни имеют более богатое и разнообразное содержание, чем то, к которому их сводит теория. Одна и та же мама никогда не бывает одинаковой – каждый день она демонстрирует широкую палитру эмоций и переживаний, свойственных всем людям. Ребенок видит её разной, и по-разному учиться реагировать на материнское поведение, подстраиваясь и приобретая свой собственный стиль общения с окружающими. Для нас польза теории состоит в том, что зная некоторые закономерности эмоционального влияния материнской фигуры на формирование представлений ребенка о мире, можно увидеть, чем наполнено наше взаимодействие, какие чувства преобладают в нем, и какой отклик они вызывают в детской душе.
Толстова Оксана Николаевна, психолог, специалист по супружескому консультированию и работе с семьей, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии